Туризм – это достаточно уникальное социально–экономическое явление. Туризм как отрасль, как всеобъемлющий термин, появился не так давно (полторы тысячи лет назад), первое время представлял собой развлечение, которое доступно узкому кругу довольно состоятельных людей. Конечно, если бы можно было считать паломничество частью туризма, тогда смело можно бы было сказать, что туризм был доступен всем. Но паломничество – совершенно иное явление, цели которого полностью отличаются от туристических планов. С развитием капитализма, когда доходы населения стремительно поползли вверх, произошла настоящая туристическая революция.
Производственные отношения стали совершенствоваться, у людей появились не только деньги, но и свободное время. В этот период начали стремительно развиваться также средства массовой информации, людям стала полностью доступна информация о других странах. Они теперь могли познакомиться с другими обычаями, культурой, получить сведения о населении стран, узнать особенности мира природы. И именно любознательность потянула людей в путешествия.
Люди, у которых были прекрасные финансовые возможности, море свободного времени, стали много путешествовать и открывать для себя постоянно новые страны и континенты. Расположившись в комфортабельных каютах и купе, люди двинулись изучать культуры, начали знакомиться с местными жителями. Во всех случаях происходило тесное, достаточно увлекательное общение путешественников с народами мира, совершалось интеллектуальное взаимообогащение. Чем больше развивалось общество, тем быстрее развивался туризм. Даже военное состояние некоторых государств не остановило этого процесса.
Туризм становился индустрией, развивалась экономика, которая сопровождала его становление. Развитие строительства, транспорта, кулинарии, сувенирной отрасли, индустрии развлечений способствовало становлению туризма на новый уровень.
Туризм стал важной, серьезной составляющей мировой экономики, вовлек в процесс миллионы жителей всех стран, заставил людей общаться между собой, взаимодействовать друг с другом. Во время общения стало происходить взаимообогащение как финансово – экономическое, так и, разумеется, культурно – духовное.
Благодаря путешествиям, у человека появилась уникальная возможность, представляя себя, повысить престиж своей страны, обеспечить уважение к своему городу, к своей нации. Туризм – это потрясающее средство общения. Путешествуя, человек постоянно общается, духовно обогащается, познает новое и заводит друзей. Даже подготовка к путешествию не обходится без общения. Человек пристально выбирает страну для посещения, отправляется в туристическое агентство, тесно общается с менеджером компании, который раскрывает все привлекательные моменты выбранного региона. Затем обговаривает с родственниками или с друзьями все детали предстоящей поездки.
Во время отдыха турист наслаждается обзорными экскурсиями, знакомится с другими отдыхающими. Туризм бывает:
1. Спортивный;
2. Деловой;
3. Этнический;
4. Экологический;
5. Кулинарный.
Каждый вид туризма обязательно подразумевает общение. Ведь человеческая жизнь – постоянные коммуникативные связи, без которых просто невозможно полноценно существовать. Без общения понятие «туризм» просто не смогло бы существовать. Притом совершенно не важно, каким именно образом человек путешествует (на машине, пешком, на катере, на поезде), увлекательное общение происходит всегда. Люди общаются, когда спрашивают дорогу в незнакомом городе, когда заказывают еду в ресторане, заселяются в гостиницу.
Местные жители всегда расскажут интересные истории, которые не встретятся ни в одной книге, ни в одном путеводителе. Можно рассказать в ответ интересный случай из жизни своего края, именно так происходит познание, именно так расширяются границы и завоевываются сердца. Происходит информационный обмен и духовный рост. В группе путешественников совершается межличностное общение, так как туризм – совместная деятельность.
Именно благодаря общению произошло смешение разных рас, потрясающих традиций, культур. Туризм был всегда одним из способов обмена информацией. Конечно, отправляясь на отдых, лучше заранее узнать о манере общения в данном регионе. У каждого народа имеется даже свой язык жестов. Каждый жест в определенной стране приобретает свое значение. Об этом следует знать всегда. Туристу нужно всегда быть предельно осторожным, демонстрируя те или иные жесты. Туризм – это потрясающее средство познания не только окружающих, но и себя. Это средство общения не только с другими людьми, но и с самим собой.
Виктория Клочкова
контент-менеджер, редактор-переводчик